Что необходимо знать о крещении

Наставление восприемнику

Памятка

Таинства Крещения и Миропомазания – это не просто благочестивые красивые действа, это Таинства вхождения в Церковь, событие приобщения человека к Богу. Человек отныне свой Богу, он живет под особым попечением благодати Божией, к нему приставлен его Ангел Хранитель.
Каждый день христианин выходит на битву с диаволом, каждый день христианин противостоит лжи, духовной расслабленности, вялости духа, недостойным поступкам и мыслям…
Вспомним слова св. Василия Великого: «Человек – это животное, призванное стать Богом».

Почему мы считаем необходимым креститься, почему приводим в храм и даже подводим к крещальной купели своих близких и знакомых?..11111

Мы верим, что две тысячи лет назад в мир пришел Сын Божий. Это был Человек, в Котором Божество и Человечество соединились особым, непостижимым и таинственным образом. Мы называем Иисуса Богочеловеком. Зачем Он пришел?.. Показать пример праведной жизни? дать новое учение? или есть что-то более важное, глубокое?..

Да, есть, говорит Церковь. Христос пришел, чтобы принятием на Себя человеческой плоти освятить человеческую природу; Своим учением, Смертью и Воскресением открыть перед человеком возможность общения и даже соединения с Богом. Пришествие Христово (оно называется на богословском языке Боговоплощением) имеет самое непосредственное отношение к вечной судьбе человека: соединив свою жизнь с Господом, мы спасем ее для вечной жизни в Царстве Божием, которое Бог установит после преображения вселенной.

Человек призван к вечной жизни. Эта жизнь прекрасней самых смелых предположений и догадок. По словам Ап. Павла, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Решение стать причастниками этой жизни, стать участниками пира благодати и радости в Царстве Божием или отказаться от этого – зависит от нас. Выберем веру и христианскую жизнь – смеем надеяться, что удостоимся и Царствия. Откажемся от веры, предпочтя жить, как все, жить без Бога, – отвергнем это Царство; как писал об этом библейский автор: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19).

      Да, но ведь можно творить добро, даже будучи неверующим, даже не ходя в церковь… Тем более, изредка посещая храм и не отрицая красоты и пользы от христианства, можно называть себя даже верующим…

Это часто употребляемый аргумент. Да, можно быть добрым человеком и без веры, но Церковь призывает не просто к бытовой доброте или порядочности. Смысл и задача человеческого бытия на земле не ограничиваются лишь добродетелью, воздержанием, даже верностью Богу. Это дохристианский идеал. Христос открыл перед нами новые, захватывающие дух перспективы, и мы не можем называть себя христианами, если не стремимся к ним. Звучит невероятно, но это перспективы реального соединения человека с Богом и приобщения Божественным энергиям, силам.

Чтобы этого сподобиться, мало быть просто добрым человеком: изредка молиться, иногда ставить в храме свечки, как-то помогать ближним и не забыть оставить время «для себя», для жизни «по законам мира».
Истинная христианская жизнь, та жизнь, которой от нас ждет Господь, – совершенно иная. Богообщение, как утверждает известный православный подвижник свт. Феофан Затворник, вторя другим святым отцам, «должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения».
Мы должны непрестанно помнить о Боге и каждый миг своей жизни сверять с Его заповедями.
Мы должны так служить миру и людям, чтобы ничего не оставить, не припрятать «для себя»…

Собственных сил для этого не хватит, но именно поэтому нам и даны Таинства церковные, поддерживающие и вдохновляющие нас. Таинства эти суть следующие: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеоосвящение (Таинство Соборования, или Исцеления), Священство.

Из этих Таинств имеющих самое важное в жизни человека значение, отметим Покаяние и Причащение. Через Покаяние мы освобождаемся от греха и обещаем Богу новую, чистую жизнь. Через Причащение в нас вливается Божественная сила, укрепляющая, поддерживающая нас, расправляющая крылья нашей души.

Православный христиан должен постоянно прибегать к Таинству Покаяния и Таинству Причащения. Обычная норма, завещанная нам святыми отцами: еженедельно. Самый крайний вариант, ниже которого нельзя опускаться ни в коем случае, – раз в месяц.

Кроме участия в Таинствах, христианин должен ежедневно молиться, по возможности и по силам поститься, посещать богослужения, читать Священное писание и духовную литературу и совершать добрые дела.
Без этого человек не может называть себя православным христианином.
Православное богословие утверждает, что нет глубокой разницы между жизнью здесь и жизнью после смерти. Да, там мы увидим Бога «лицом к лицу», но это не будет наградой за наши труды, это будет лишь продолжением того видения, которого мы достигли на земле. Вечная жизнь может и должна начаться уже здесь, на земле, и насколько мы соединились с Богом в этой жизни, в такой близости к Нему окажемся и за гробом. Как говорит св. Ефрем Сирин: «Как здесь каждый взрастил крыло свое, так там воспаряет горняя; как здесь очистил каждый ум свой, так и там увидит славу Его, и в какой мере возлюбил Его каждый, в такой мере насыщается любовью Его».
Святые – это те люди, которые очистились настолько, что Бог уже сейчас пребывает и сияет через них. И если мы говорим, что мы христиане, что мы Христовы, что мы любим Бога, то обязаны стремиться к тому же.

Преподобный Симеон Новый Богослов убеждал христиан: «Не говорите, что Бог невидим людям, не говорите, что люди не видят Божественного света или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим».

Путь к святости – чрезвычайно сложный путь. Это путь постоянной и непростой борьбы с грехом, путь ежедневного выбора добра вместо греха, путь преодоления эгоизма и эгоцентризма. «Кающихся ждут великие тяготы и жестокая борьба, но вслед за ними несказанная радость. Кто хочет развести огонь, поначалу терпит беспокойство от разъедающего дыма, но в конце концов получает то, что желал» (св. амма Синклитикия).

Соединяясь с Богом, личность не утрачивает своих неповторимых качеств, Бог не затмевает конкретную личность человека, но сияет именно через нее. Чем больше человек очищает свою душу, тем ярче и неповторимей он становится.
Преподобный Исаак Сирин сравнивает раскрытие полноты человеческих личностей в Боге с семенами, которые в обычном своем виде «никоим образом не являют то невыразимое разнообразие и изобилие красок, которые эти семена в свое время произведут на свет». Именно поэтому мы видим так много разнообразных путей и типов святости: монахов и мирских людей, строгих и мягких, темпераментных и меланхоличных.
Крещение и Миропомазание – первая ступень в пути восхождения человека к высотам духа, к святости, которую если достичь мы и не сможем, то все же должны стремиться приблизиться к ней.

Вы, крестные, или, правильнее, восприемники, – те, кто призван Богом стать поводырем новокрещенному на путях православной христианской веры.
И ваш крестник, и вы дадите ответ перед Господом в День конца мира. Бог спросит за нерадение к Церкви, за духовную лень, за нечуткость к страданиям ближних и дальних, словом, за несоответствие тому высокому идеалу христианской жизни, к которому мы призываемся. Спросит и с крестника, и с вас в первую очередь.
Вы поручаетесь за веру крещаемого, за его активную христианскую жизнь. Крестный – это не просто кум или кума, это не «друг семьи» и не «милый родственник».
Крестный – это учитель и наставник в христианской жизни, сам умелый и опытный боец с грехом и духовной ленью.

677738_original

Научите вашего крестника церковной жизни, то есть жизни теми из Таинств, без которых духовная жизнь невозможна: Покаяние и Святое Причащение. (Если же вы сами человек нецерковный – немедля исправляйте это!)
Будьте для крестника духовным авторитетом.
Ежедневно молитесь за крестника.
Познакомьте вашего крестника со священником, введите в круг православных знакомых.
Вы несете большую ответственность за человека, за которого поручились в День Святого Крещения.
Помощи вам Божией.

Просмотры(638)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

САЙТ ПРИХОДА

Перейти к верхней панели